Мерчандайзингом принято называть обеспечение торговой точки продукцией в количестве, достаточном для продажи в течение конкретного промежутка времени в месте, которое видно покупателям. Известно, что посетители торговых залов тяготеют к прямому пути с уклоном влево из-за физиологических особенностей организма: шаг правой ноги получается более длинным, чем шаг левой, в связи с чем человек, пройдя некоторое расстояние, невольно поворачивает налево. Клиенты чаще рассматривают и берут с полки ту продукцию, которая располагается на высоте их глаз, о чем хорошо знают компании, специализирующиеся на производстве и продаже POSm. Неодинаково ведут себя в торговых залах мужчины и женщины: первые склонны видеть то, что лежит на верхних полках, вторые быстрее видят то, что лежит перед самыми глазами. С учетом этого можно корректировать выкладку товаров и их ассортимент.
Также уважающий себя владелец розничной торговой точки или мерчандайзер знает:
- Только половина посетителей рассматривает товары на внутренних рядах. Остальные предпочитают обходить витрины, расставленные вдоль стен торгового зала;
- Клиенты ходят в магазины за определенными группами продукции. Остальные товары относятся к сопутствующим;
- Ходовые продукты необходимо располагать вперемешку с теми, спрос на которые ниже;
- Зоны размещения товаров в зале можно разбить на две группы - сильные и слабые. Для сильных зон пригождается доставка POSm, поскольку туда выкладываются неходовые товары, нуждающиеся в активном продвижении. Речь о полках по правую руку от потока посетителей и полках с обширным фронтальным обзором, зонах около кассы и местах, где пересекаются ряды полок. На слабые места выкладывается часто покупаемая продукция. К таковым относятся полки по левую руку от потока людей, углы зала и зоны рядом с входной дверью.
Некоторые советы по выкладке продовольственных товаров
После того, как была выполнена доставка торгового оборудования и его расстановка по залу, начинается выкладка товаров. Мерчандайзер с опытом автоматически пользуется следующими приемами:
- Ставит продукцию лицевой стороной к людям, не наваливает ее и не переворачивает упаковки;
- Следит, чтобы ценники не перекрывали наименования продуктов и не приклеивались поверх интересующей покупателя информации на упаковке;
- Удаляет продукты с закончившимся сроком реализации до того, как их обнаружат посетители;
- Ставят поступившую от поставщиков продукцию только в предназначенную для нее товарную и ценовую категорию;
- Выкладывают товары поблочно - так, чтобы группировать их по марке, расцветке или форме упаковки;
- Дорогие продукты кладут выше дешевых. На нижние полки укладывают крупные упаковки или уцененную продукцию целенаправленного спроса;
- Дублируют продукты импульсного спроса или активно раскупаемые товары на дисплеях;
- Содержат витрины, стеллажи и, в особенности, холодильники в чистоте.
Соблюдение элементарных и логичных правил мерчандайзинга помогает торговой точке если и не наращивать величину среднего чека - для этого требуются дополнительные меры - то, по крайней мере, обеспечивать постоянный приток посетителей.